Игровые упражнения по математике для детей 3-4 лет
В данной статье Вы найдете перечень игр, которые помогут приобщить Вашего ребенка к познанию окружающего мира, пробудить у него интерес к математике и желание овладеть ее основами.
Это игровые упражнения, формирующие представление о таких понятиях, как количество и величина, геометрические фигуры и форма предметов, пространство и время.
Предлагаемые пяти-семиминутные задания, рассчитанные на детей от трех до четырех лет, помогут сделать процесс овладения математическими знаниями увлекательным и эффективным.
Если малыш с каким-либо заданием не справляется, не огорчайтесь, а вернитесь к нему еще раз через несколько дней. Поощряйте активность ребенка, хвалите за усердие и восхищайтесь его достижениями. Успехов вам и вашему малышу!
Задание 1. «Много и один»
Предложите ребенку осмотреть комнату и сказать, каких предметов в ней много, а
какой один. Если у малыша возникнут трудности, обратите его внимание на группы
предметов таким образом: «Посмотри, чего много в шкафу», «Скажи, чего много на
окне» и т. п.
В дальнейшем это упражнение можно делать и на улице во время прогулки, используя
выражения типа «Много автомобилей, много деревьев», «Дом один, а окон в нем
много» и т. п.
Задание 2. «Прятки»
Предложите ребенку найти игрушки, предварительно спрятав их в разных местах
комнаты: «Посмотри под столом (на столе, под скатертью, на диване, за креслом и
т. п.)». Попросите малыша сказать, что он нашел и в каком количестве, используя
предложения типа «На диване много кубиков, под столом один медведь» и т. п.
Задание 3. «Поезд»
Предложите ребенку построить из кубиков поезд. Обратив внимание малыша на
количество и величину деталей, попросите его выбрать одну большую — это будет
паровоз, а затем из множества маленьких кубиков выложить вагончики. После
завершения работы попросите ребенка рассказать, что он сделал, сколько у состава
вагонов (много), а сколько паровозов (один).
Далее можно предложить малышу построить гараж для машины, домик для куклы, замок
для принцессы и т. п.
Задание 4. «Возьми и назови»
Поставьте перед ребенком несколько емкостей с горохом, фасолью и бобами.
Предложите ему рассмотреть содержимое и взять одну горошину или один боб,
набрать много, целую горсть фасоли или гороха и т. п. Можно попросить малыша
закрыть глаза и сделать это не глядя, на ощупь. Учите ребенка описывать
собственные действия: «Я взял одну горошину», «Я взял много бобов» и т. п.
Задание 5. «Сделай так, как я скажу»
Предложите ребенку найти и принести одну, а затем много игрушек: «Принеси одну
машинку», «Принеси много кубиков» и т. п. Усложните задачу: «Принеси одну куклу
и много солдатиков» и т. п. Учите малыша описывать собственные действия,
используя слова «много» и «один».
Подобные упражнения можно выполнять на прогулке, используя цветы, листья,
камешки, каштаны. Так вы подведете ребенка к пониманию того, что словом «много»
обозначается группа отдельных предметов.
Задание 6. «Сделай так»
Предложите ребенку выполнить различные движения по вашей команде: присесть один
раз, подпрыгнуть много раз, наклониться вперед много раз, прогнуться назад один
раз и т. д. Сначала можете делать упражнения вместе с малышом, а затем пусть он
выполняет движения самостоятельно.
Задание 7. «Гости»
Предложите ребенку угостить кукол чаем. Попросите сказать, сколько пришло гостей
(много), и поставить столько же чашек, сколько кукол, положить столько же ложек,
сколько чашек, угостить каждую гостью конфетой и т. д. Пусть малыш сопровождает
свои действия словами: «Я поставил столько же чашек, сколько кукол», «У каждой
куклы есть чашка».
Задание 8. «Мамин помощник»
Попросите ребенка помочь сервировать стол, поставить каждому члену семьи
тарелку, чашку, положить салфетку, ложку, вилку. Спросите у малыша: «Сколько на
столе предметов? Чего больше, чего меньше?» Помогите ему ответить правильно:
«Чашек столько же, сколько и тарелок, их поровну» и т. д.
Задание 9. «Звуки»
Предложите ребенку послушать различные звуки: похлопайте в ладоши, постучите
крышкой кастрюли, потопайте ногами и т. д. Следите, чтобы звуки были четкими,
ритмичными, разнообразными.
Попросите малыша хлопнуть в ладоши, постучать ложкой по столу один, а затем
много раз. Можно попросить топнуть ножкой столько раз, сколько чашек стоит на
столе, хлопнуть крышкой кастрюли столько раз, сколько пальцев вы ему покажете, и
т. д.
Подобные упражнения подведут вашего ребенка к пониманию того, что множества
могут быть различными как по численности, так и по характеру (предметы, звуки,
движения).
Задание 10. «Что ВОКРУГ»
Предложите ребенку сравнить по величине окружающие его предметы: диван и кресло,
стол и стул, шкаф и тумбочку и т. п. Если малыш не может определить это на глаз,
пусть сделает практическим способом — помогите ему придвинуть стул к столу,
кресло к дивану и т. д. Стремитесь к тому, чтобы результаты сравнения
характеризовались не только словами «больше», «меньше», но и «выше», «ниже»,
«шире», «уже», «длиннее», «короче», «толще», «тоньше».
Задание 11. «Наша семья»
Предложите ребенку узнать, кто самый высокий в вашей семье. Пусть мама с папой
станут рядом, а малыш посмотрит, кто выше, а кто ниже. Пусть ребенок на практике
определит, у кого самые большие руки, ноги, самые тонкие пальцы и т. д.
Задание 12. «Строители»
Предложите ребенку выбрать две машины или двух кукол разного размера. Помогите
ему для большой машины построить большой гараж, а для маленькой — маленький, для
большой куклы — большой дом и т. п. Не забывайте о словарном запасе малыша;
пусть ребенок рассказывает о том, что делает: «Построим маленький гараж, большой
дом» и т. п.
Задание 13. «Самолет»
Предложите ребенку «полетать» по комнате: пробежать вперед, вернуться назад,
обежать вокруг стола. Попросите малыша во время движения описывать расположение
различных объектов: «Справа от меня шкаф, слева диван, а впереди кресло». Если
ребенку сложно это сделать, помогите ему.
Задание 14. «Солнечные зайчики»
Попросите ребенка сказать, где находится солнечный зайчик: «на стене», «под
столом», «в ящике», «на руке», «над диваном» и т. п. Предложите малышу поймать
его.
Задание 15. «Веселый мячик»
Предложите ребенку подбросить мяч вверх, ударить об пол, покатить вперед,
бросить назад, закатить под стол, за тумбочку и т. д. Спрашивайте малыша, где
находится мяч.
Задание 16. «Наша комната»
Предложите ребенку описать местоположение предметов в комнате, например, таким
образом: «Справа от меня стоит шкаф, а слева — диван, вверху на потолке висит
люстра, а внизу под ногами лежит ковер», «Впереди окно, а сзади дверь» и т. п.
Если вашему малышу пришлись по вкусу данные игр, то рекомендуем приобрести книгу
Тышкевич Ирины Владимировны «50 игровых упражнений по математике для детей 3-4
лет».
Другие статьи раздела "Раннее развитие"
- Песочная терапия для детей: обучающие и творческие игры
- Почему ребенок не говорит? Разбираемся с нейропсихологом
- Рисование двумя руками: польза для интеллекта
- STEM-образование в игре: развиваем навыки будущего
- Как быстро выучить таблицу умножения?
- 7 секретов красивого почерка
- Веселые запоминалки по русскому языку, часть 3
- Как рисование влияет на развитие ребенка
- Веселые запоминалки по русскому языку, часть 2
- Основные принципы методики раннего развития Домана-Маниченко
- Веселые запоминалки по русскому языку
- Ребенок от 6 до 7 месяцев, чем с ним заниматься
Отзывы
Никто еще не оставил отзыв, будьте первым
Добавить отзыв: