Почему ребенок не говорит? Разбираемся с нейропсихологом
![](https://images.inteltoys.ru/350x350/article/2020/09/711_5f6dc990d6d05.jpg)
![Почему ребенок не говорит](/files/images/2020/09/f1b140e4a8500e5a1e075380c09bcc8a.jpg)
«Почему ребенок не говорит?» – вопрос, который тревожит многих современных родителей. Не теряя времени, они начинают искать ответы в статьях и блогах специалистов, приходят в магазины детских игрушек, чтобы найти палочку-выручалочку. К консультантам «Умной Игрушки» довольно часто обращаются с запросом подобрать пособия для стимуляции речевого развития у детей 2-4 лет.
Чтобы найти эффективный инструмент, нужно разобраться с причинами отсутствия или сложностей в формировании речи. С этой целью мы обратились к нейропсихологу нижегородского логопедического центра «Красивая речь» – Жестковой Елене Александровне. Вот что нам удалось узнать у специалиста.
Причины задержки речевого развития
На формирование речи влияет множество факторов. Их принято объединять в 3 большие группы:
- физиологические;
- неврологические;
- психологические.
1. Причины физиологического характера
![Физиологические причины задержки речевого развития](/files/images/2020/09/a72e012eb5893661d98d25ed5908aac2.jpg)
Малыш может молчать вследствие недоразвития речевого аппарата и низкого тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию. Это может быть связано с особенностями строения, физиологического развития, а также наследственности.
Речевое развитие ребенка тесно связано с его двигательной активностью. Двигательное развитие в начале жизни является своеобразным «локомотивом», который запускает в дальнейшем многие когнитивные процессы, в том числе речь. Если малыша ограничивали в движении, или по каким-то причинам (болезни, особенности строения опорно-двигательного аппарата, мышечное недоразвитие и т.д.) он не мог активно физически и моторно развиваться, то это скажется в дальнейшем на формировании его речи.
Недоразвитие мелкой моторики также влечет за собой трудности в говорении. Ещё классик русской педагогики В. Сухомлинский говорил, что «ум у ребенка на кончиках пальцев». Это не просто красивая фраза, это физиологическая закономерность развития. Познание у ребенка изначально идет через осязание и тактильные ощущения. Напрямую от развития моторики пальцев, силы мелкой мускулатуры, подвижности, ловкости, кистевой моторики зависит овладение речью, причем не только устной, но в дальнейшем и письменной.
Запуск высших психических функций связан с созреванием соответствующих зон головного мозга. Мозг ребенка достаточно пластичен, в нем еще нет четкого разделения зон и прочных связей между отделами. При этом и развиваться он может не плавно, а скачкообразно. В таком случае может возникнуть ситуация, когда малыш понимает, но не может сказать сам.
Нарушение слуха или проводимости между слуховым анализатором и соответствующим отделом мозга приводит к тому, что ребенок не может правильно воспринимать речь. А именно с этой функции начинается развитие самостоятельного говорения.
2. Причины неврологического характера
![Неврологические причины задержки речевого развития](/files/images/2020/09/008a731d4d113a44df014a25349c99f6.jpg)
Тяжелое течение беременности и родов, неврологические сложности в раннем развитии, задержка развития, раннее применение наркоза и антибиотиков, инфекционные болезни в возрасте до года. Все это может влиять на нормальное развития мозга ребенка и, как следствие, приводить к сбою в речевом развитии.
Наряду с физиологическими факторами и социальным окружением важную роль играют и наследственные особенности нервной системы. В том случае, если известно о неврологических нарушениях у одного из родителей, стоит обратить внимание на развитие ребенка.
Причиной задержки речи могут быть психо-неврологические состояния различной сложности: различные формы расстройств аутического спектра, поведенческие нарушения, синдром гипервозбудимости.
3. Причины психологического характера
![Психологические причины задержки речевого развития](/files/images/2020/09/71701e0467f30f1979699027c790f52a.jpg)
Этот класс факторов связан с особенностями коммуникации в семье.
![Социально-психологическая депривация](/files/images/2020/09/d3c5f388dd08f011191a5c9c4d02542b.jpg)
Запаздывание речи может быть вызвано нарушением контакта между ребенком и родителями. Если малышу уделяют мало внимания, не разговаривают с ним, не играют в соответствующие возрасту игры, не проявляют эмоции, то происходит социально-психологическая депривация. Это значит, что потребности крошки в общении, принятии и любви блокируются. Ребенок будто находится в изоляции. Это приводит к задержке не только в речевом, но и в интеллектуальном развитии.
Ребенок молчит, когда не слышит правильную речь. Если вы хотите, чтобы малыш заговорил, разговаривайте с ним! Развитие речи начинается с ее восприятия, а если с ребенком не общаются, то что ему воспринимать? Говорите с крохой все время, говорите много, четко, не искажая слова, повторяйте несколько раз – это не просто ваш контакт с ним, это необходимость для его развития!
У ребенка может не возникать мотивации к речи. Эта причина является противоположной предыдущим двум. Действительно, часто бывает так, что мама и все остальные члены семьи понимают маленького буквально с полувзгляда и стремятся сразу дать ему то, что он хочет, не дожидаясь просьбы. В таком случае возникает резонный вопрос: а зачем мне вообще говорить, если и так все хорошо? Если ребенок не понимает потребности в словесной коммуникации, он наверняка будет активно сопротивляться ей, особенно в том случае, если ему это трудно дается.
![Общение с ребенком](/files/images/2020/09/f9534eb54c129927eb4ddb3aa899283c.jpg)
Отдельной строкой стоит выделить причины билингвистического характера. Задержка здесь может быть связана с тем, что дома с ребенком общаются на одном языке, а где-то в обществе (например, в детском саду) – на другом. Или дома используют оба языка одновременно (мама с папой общаются на одном, а с бабушкой – на другом). Малыш в таком случае слышит разную речь и ему сложно сориентироваться.
Какой бы не была причина отсутствия речи у ребенка, определить ее может только специалист – логопед-дефектолог. А в некоторых случаях требуется диагностика сразу нескольких специалистов: логопеда, дефектолога, невролога, психолога, нейропсихолога, психиатра, сурдолога. Только так можно создать полную картину развития ребенка и выбрать правильный путь коррекции.
Медлить или ждать, что малыш «перерастет» эту трудность нельзя! Чем раньше вы найдете источник проблем и начнете занятия по речевому развитию, тем эффективнее будет коррекция, тем больше шансов полностью компенсировать эту особенность. И здесь вам на помощь придут игрушки и методические материалы.
Материал подготовлен нейропсихологом Жестковой Еленой Александровной
Редактор
![Умная игрушка](https://inteltoys.ru/img/logo-mobile.png)
Другие статьи раздела "Раннее развитие"
- Песочная терапия для детей: обучающие и творческие игры
- Рисование двумя руками: польза для интеллекта
- STEM-образование в игре: развиваем навыки будущего
- Как быстро выучить таблицу умножения?
- 7 секретов красивого почерка
- Веселые запоминалки по русскому языку, часть 3
- Как рисование влияет на развитие ребенка
- Веселые запоминалки по русскому языку, часть 2
- Основные принципы методики раннего развития Домана-Маниченко
- Веселые запоминалки по русскому языку
- Ребенок от 6 до 7 месяцев, чем с ним заниматься
- Игры для детей 3-4 месяцев
Отзывы
Никто еще не оставил отзыв, будьте первым
Добавить отзыв: