Как справиться с ребенком
Ребенок легко отвлекается - это очень удобно. Годовалый ребенок стремится познать весь мир сразу, и ему все равно, с чего начинать. Даже если он совершенно поглощен ключами, он их бросит, как только вы дадите ему взбивалку для яиц. Мудрые родители используют способность ребенка быстро отвлекаться, чтобы его направлять.
Как организовать обстановку для ребенка, который ходит. Когда говоришь матери, что ее ребенок вырос из манежа и что его нужно спустить на пол, мать часто говорит с расстроенным видом : «Но ведь он может поранить себя, во всяком случае он перевернет весь дом». Рано или поздно его придется спустить на пол, если не в 10 месяцев, то по крайней мере в 15, когда он начнет ходить. А в 15 месяцев вам так же трудно будет справляться с ребенком и уследить за ним, как и в 10.В каком бы возрасте вы ни предоставили ему свободу, вам придется произвести кое- какие изменения в доме. Поэтому лучше уж сделать это, когда пришло время.
Как же уберечь годовалого ребенка от несчастных случаев или хотя бы как уберечь мебель и другие вещи от ребенка? Во-первых, необходимо организовать обстановку так, чтобы ему можно было играть с большинством вещей, до которых он может добраться. Тогда запретными останутся только четверть вещей в квартире. Но если вы попытаетесь запретить ребенку трогать три четверти всех вещей, то вы доведете и себя, и его до истерики. Практически вам придется убрать разбивающиеся пепельницы, вазы и различные украшения с низких столов, а вместо них положить старые журналы. Поставьте книги на книжной полке так тесно, чтобы он не мог их вытащить. В кухне на нижних полках поставьте кастрюли и сковородки, а фарфоровую посуду и продукты- на верхние полки, чтобы ребенок не смог их достать. Одна мать заполнила нижние ящики письменного стола старой одеждой, игрушками и другими интересными предметами, чтобы ребенок исследовал содержимое этих ящиков в свое удовольствие, вытаскивал все и клал обратно.
Как научить ребенка не трогать то, что нельзя. Это главная проблема между годом и двумя. В каждом доме есть вещи, которые ребенку нельзя трогать. На столах стоят лампы, которые он не должен стягивать за шнур. Он не должен опрокидывать столы. Он не должен трогать горячую плиту или включать газ. Он не должен вылезать из окна.
Вначале мало сказать: «Нельзя!» Одним словом «нельзя» вы ребенка не остановите, по крайней мере вначале. Даже потом это будет зависеть от тона вашего голоса, от того, насколько часто вы повторяете это слово, от того, действительно ли вы запрещаете или говорите «нельзя» лишь по привычке. Нельзя полагаться только на это слово до тех пор, пока ребенок на собственном опыте не узнает, что оно означает и какова будет ваша реакция, если он не послушается. Не кричите ему «Нельзя!» предупреждающим голосом из соседней комнаты. Это ставит его перед выбором. Он как будто думает про себя: «Или я сдамся и буду трусом, или я буду взрослым и сделаю, как я хочу». Помните, что натура ребенка побуждает его все испытывать и противоречить приказаниям.
Вероятно, он будет продолжать делать по своему, искоса наблюдая, рассердитесь вы или нет. Гораздо разумнее, как только ребенок попытается сделать что-либо недозволительное, быстро подойти к нему и оттащить в другую часть комнаты. Таким образом вы скажете «Нельзя!» и немедленно продемонстрируете, что это означает. Сразу же дайте ребенку журнал, пустую коробку из-под конфет или любой безопасный интересный предмет. Нет смысла совать ему старую погремушку, которая ему давно уже надоела.
Но предположим, через несколько минут ребенок снова берется за свое. Опять сразу же отвлеките его внимание. Делайте это уверенно и весело. Посидите с ним минутку, другую, покажите ему, как можно играть с новой игрушкой. Если нужно, уберите то, что он пытается взять, вопреки вашему запрещению, или уведите его из комнаты. Таким образом вы тактично, но твердо даете ему понять: вы абсолютно убеждены, что с этим предметом играть нельзя.
Не прибегайте к спорам, ультиматумам, грозным взглядам и не сердитесь. Этим вы навряд ли достигнете цели и только усилите упрямство ребенка.
Вы можете сказать: «Но он никогда не поймет, что можно делать, а что нельзя, если я не буду учить его». Не беспокойтесь, ребенок поймет. Ему гораздо легче усвоить урок, если вы преподадите его твердым «само собой разумеющимся» тоном. Если вы неодобрительно грозите пальцем с другого конца комнаты ребенку, который еще не понял, что «Нельзя!» действительно значит «нельзя», то вы только подстрекаете его на непослушание.
Вы поступите не лучше, если поставите его перед собой и хорошенько отсчитаете, потому что он тем самым лишите его возможности отступить с достоинством или просто отвлечься чем-нибудь другим. Ему придется малодушно сдаться или бросить вам вызов.
Я помню, одна моя знакомая жаловалась на свою полуторагодовалую дочь, называя ее капризной. В этот момент Сюзи вошла в комнату. На лице матери моментально появилось неодобрительное выражение, и она сказала: «Не смей подходить к радиоприемнику». Сюзи и не думала о радиоприемнике, но мать напомнила ей о нем, и девочка сейчас же повернулась и медленно направилась к радиоприемнику.
Мать впадала в отчаяние всякий раз, когда ее дети проявляли признаки самостоятельности. Она приходила в ужас от мысли, что она не сможет ими управлять. Чувствуя себя неуверенно, она видела проблемы там, где их нет.
Аналогичное состояние испытывает неопытный велосипедист, который видит далеко на дороге камень. И это его так беспокоит, что он едет прямо на этот камень.
Если ваш ребенок приближается к горячей плите, вы не будете сидеть спокойно и издалека кричать ему: «Нельзя!» Вы, разумеется, вскочите и оттащите его. Это естественный способ остановить ребенка, если вы действительно хотите остановить его, а не просто проявляете характер.
Не торопитесь и действуйте решительно. Мать берет с собой в магазин ребенка. Но он вместо того, чтобы спокойно идти всю дорогу от магазина до дома, бродит по тротуару и карабкается на ступеньки всех домов, мимо которых он проходит. Чем больше мать его зовет, тем больше он медлит. Когда мать начинает на него сердиться, он убегает в обратном направлении. Мать боится, что он становится непослушным ребенком. Это не так, хотя к этому может прийти. В этом возрасте ребенок не может помнить о цели прогулки, то есть о магазине. Его натура заставляет его исследовать все, что попадается ему на пути. Каждый раз, когда мать окликает ребенка, это напоминает ему , что он должен отстаивать свою независимость. Что же делать матери? Если она торопится в магазин, то лучше везти ребенка в коляске. Но если она использует поход в магазин как прогулку, то она должна отвести на дорогу в 4 раза больше времени, чем если бы она пошла одна, и разрешать ребенку совершать исследования. Если мать будет очень медленно идти вперед, ребенок обязательно захочет догнать ее.
Бывает и другое затруднительное положение. Время домой идти кушать, а ваш малыш всецело занят игрой с песком. Если вы скажете: «Пора идти домой» таким тоном, как будто вы говорите: «Больше нельзя получать удовольствие», то вы натолкнетесь на сопротивление. Но если вы весело предложите: «Давай карабкаться по лестнице», он, возможно, сам захочет пойти с вами. Но предположим, он устал и капризничает и вам ничем не удается завлечь его домой. Ребенок упрямится и ведет себя просто некрасиво. В этом случе возьмите его на руки и без разговоров несите его домой, даже если он визжит и брыкается, как поросенок. Делайте это с уверенным видом, как бы говоря ему: «Я знаю, что ты устал и сердишься. Но раз надо идти омой, то надо». Не ругайте его, он все равно не поймет, что он не прав. Не спорьте с ним, вы его не переубедите, а сами расстроитесь. Маленький ребенок, который чувствует себя несчастным и устраивает сцену, в глубине души успокаивается, чувствуя, что его мать знает, что делает.
Когда ребенок роняет и бросает вещи. Годовалый ребенок научился нарочно ронять предметы на пол. Он со всей серьезностью бросает пищу на пол, сидя за столом, или выбрасывает одну за другой игрушки из кроватки, а затем плачет, потому что хочет ими играть. Раздраженная мать может подумать, что ребенок намеренно насмехается над ней. Но о не думает о матери – он в восторге от своего нового достижения и хочет заниматься этим весь день также, как потом будет готов целый день кататься на своем новом велосипеде.
Если вы сразу же поднимите брошенный предмет, ребенок считает, что это игра для двоих, и это приводит его в еще больший восторг. Поэтому лучше никогда сразу не подбирать брошенные им предметы. Спустите ребенка на пол, когда он начнет развлекаться таким образом. Привяжите его любимые игрушки к кроватке веревкой 30 см длиной (в более длинной веревке ребенок может запутаться). К коляске тоже привяжите несколько игрушек. Вам, конечно, не нравится, что он выбрасывает пищу на пол. Но он вряд ли начнет это делать до того, как насытится. Как только он начнет бросать пищу на пол, заберите ее и спустите его на пол. Сердясь на ребенка, вы ничего не добьетесь, а только придет в отчаяние.
Другие статьи раздела "Воспитание ребенка"
- Как развить чувство стиля у девочки?
- Скворечники для птиц своими руками: история одной семьи
- Чем заняться с ребенком осенью: 10 идей для родителей
- Ключевые принципы воспитания и развития ребенка
- Новоселье для птиц, или Как сделать скворечник своими руками
- Календарь природы в детском саду, в школе и дома
- Пусть ребенок доставляет вам радость
- Как не испортить ребенка
- Сказки вместо указки
- Я начинаю быть упрямым, или кризис одного года
- Как разбудить ребенка с пользой и без истерик?
- Как накормить «нехочуху»? Советы родителям
Отзывы
Никто еще не оставил отзыв, будьте первым
Добавить отзыв: