Игры на развитие речи
Все родители с нетерпением ждут, когда малыш произнесет первое слово, поэтому играют с ним в игры на развитие речи с самого раннего возраста. Сколько же радости и восторга испытывают мамы и папы, когда слышат первый произнесенный слог «ба» или «ма»!
Ученые, исследующие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что большое стимулирующее воздействие на становление речи оказывает функция руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен непременно использоваться в работе с детьми. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев. И начинать эту тренировку можно уже в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводятся разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с 10-месячного возраста проводят активные упражнения, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
В дальнейшем особую роль в развитии функций руки имеют игры. Давайте рассмотрим некоторые виды игр, которые помогут в развитии речевых навыков малыша!
Какими играми на развитие речи увлечь дошкольников?
Пальчиковые театры
На руке малыша с легкостью разместятся все персонажи, которыми он сможет манипулировать. Кроме того, во
время игры вы можете познакомить ребенка со сказкой, героями которой станут фигурки из вашего театра. При этом вы сможете эмоционально
передавать голосом интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым
голосом, медведь – басом и т.д.).
В раннем возрасте, когда малыш еще не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки, развивая артикуляционный аппарат («ква-ква», «пи-пи»), или изображать их действия мимикой и жестами («медведь ходит вразвалочку», «зайка прыгает» и т.п.).
2-3 летние дети очень любят игру «доскажи словечко». Рассказывая сказку, делайте паузы, не договаривайте предложение до конца, давая ребенку возможность «вставить» слово. Поиграйте и в игру «найди ошибку», сознательно допустив неточность в рассказе (например, поменяйте последовательность героев или перепутайте их имена). Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и связной речи малыша.
Постепенно давайте ребенку роль одного из героев, попросив не забывать о характерных особенностях персонажа (голос, движение). Развивайте у ребенка интонацию и звукоподражательные навыки, ведь это очень важный этап на стадии формирования речи.
Освоив все роли сказки, поиграйте в кукольный театр. Создайте соответствующую атмосферу: сделайте ширму, смастерите домик и усадите игрушки в «зрительный зал». Для начала выступите в роли рассказчика, при этом ребенок может просто следить за сюжетом и управлять фигурками. Затем попросите его рассказать сказку самостоятельно, выступив терпеливым зрителем. Подобные домашние представления способствуют развитию речи, внимательности, а также уверенности в себе, ощущению успеха и развитию личности ребенка в целом.
От сюжетно-ролевой игры постепенно переходите к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории с теми же героями, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. При этом у него развивается воображение, речь становится более образной и выразительной. Пусть 4-летний малыш придумает простой сюжет. Чем больше героев использует ребенок, тем выше уровень его воображения.
Шнуровки
Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии,
но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на
способность ребенка учиться – чем «умнее» руки, тем умнее и малыш.
Пока ребенок маленький, шнуровка станет отличным тренажером для освоения навыков одевания и обувания, поможет развить моторику, глазомер, усидчивость.
Игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти, раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.
Пластилин и паста для лепки!
Кроме того, что лепка стимулирует у ребенка моторику рук, она развивает еще и
цветовое восприятие, воображение, фантазию, творческие способности. Сейчас
существуют безопасные виды пластилина и пасты для лепки, сделанные на растительной основе, без вредных добавок. Например, для самых маленьких идеально купить пластилин Jovi. Он
очень мягкий, пластичный и не пачкает руки. Если ваш юный ваятель украсил мебель,
ковер или собственную шевелюру, пластилин легко отделяется от ворса и волос, не
оставляя жирных пятен. А остатки легко смываются теплой водой.
Научите ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина и налеплять их на доску для лепки или картон. Научите катать шарики и колбаски, делать из них лепешки и колечки. Можно сделать угощения для любимой игрушки: шарики – ягодки, лепешки – печенье и т.п. Сделайте из пластилина шляпки на пальчики малыша. Такая игра наверняка ему понравится.
Малыш с удовольствием будет раскатывать пластилин скалочкой, резать пластмассовыми стеками и делать фигурки с помощью формочек и фигурного пресса для лепки.
С детьми постарше можно лепить простые поделки: гриб, змейку, Колобка… В этом вам помогут книги по лепке.
Старайтесь делать игру развивающим занятием, а любое занятие превращать в увлекательную игру. Хвалите малыша за любое достижение!
Стучалки и пирамидки
Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития
сенсорных способностей. Игры-стучалки и игры-проталкиватели станут прекрасными
пособиями для первого знакомства с основными цветами, помогут развить и улучшить
координацию движений.
Благодаря игре с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете и размере, улучшается координация движений. Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда и, конечно, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи.
Кубики
Кубики «сложи рисунок» – любимая практически всеми малышами игра. В ней
развиваются наглядно-образное мышление, умение работать по образцу,
зрительная память, внимание, логика.
Если на кубиках изображены ягоды и фрукты, вы можете познакомить малыша с их названиями, рассказать где они растут и что из них можно приготовить. Тем самым вы добавляете в активный словарь ребенка новые слова и понятия.
На дно коробочки можно положить рисунок-образец с изображением фрукта, а потом попросить ребенка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а ваш малыш знакомиться с понятиями «часть и целое», учится работать по образцу.
Далее, можно попросить ребенка сложить рисунок без использования картинки-образца: здесь уже работают зрительное внимание, память. Когда ребенок собирает картинку, комментируйте его действия: поставили кубик верхний правый, теперь нижний левый – развивая умение ориентироваться в пространстве.
Это далеко не весь список игр, направленных на развитие речи малыша. Поэтому приглашаем вас посетить наш магазин развивающих игр и игрушек, чтобы узнать еще больше!
Автор: Светлана Челекова
специально для www.inteltoys.ru
Отзывы
Никто еще не оставил отзыв, будьте первым
Добавить отзыв:
Другие статьи раздела "Раннее развитие"
- Песочная терапия для детей: обучающие и творческие игры
- Почему ребенок не говорит? Разбираемся с нейропсихологом
- Рисование двумя руками: польза для интеллекта
- STEM-образование в игре: развиваем навыки будущего
- Как быстро выучить таблицу умножения?
- 7 секретов красивого почерка
- Веселые запоминалки по русскому языку, часть 3
- Как рисование влияет на развитие ребенка
- Веселые запоминалки по русскому языку, часть 2
- Основные принципы методики раннего развития Домана-Маниченко
- Веселые запоминалки по русскому языку
- Ребенок от 6 до 7 месяцев, чем с ним заниматься